четверг, 25 июля 2013 г.

Фриланс и пенсия



Мне нередко задают вопрос о соотношении фриланса и пенсии. Я обычно отшучивался: «Как вы думаете, сильно ли заботятся о своей пенсии Билл Гейтс или, к примеру, Борис Березовский?» В случае с последним шутка несколько месяцев назад стала черной, заодно обретя и новый, дополнительный смысл. А жизнерадостного идиотизма ей добавили известные своим чувством юмора англичане, обнаружившие после кончины ББ, что тот задолжал им около 100 млн фунтов в виде налогов. Поводом же к тому, чтобы высказать соображения на эту тему, послужила информация о проходящей процедуре банкротства американского города Детройт.
Вопрос интересный, многозначный, позволяющий рассматривать его с разных, противоречивых и даже взаимоисключающих точек зрения и, самое забавное, не имеющий ответа. Ведь для того, чтобы выработать то или иное отношение, необходимо знать, какой будет ситуация через N лет, когда настанет время выхода на пенсию. А прогнозировать жизнь на 10 и более лет вперед можно разве что со степенью вероятности хуже, чем у синоптиков.
Кроме того, как мне кажется, вопрос, по большому счету, касается не пенсии как таковой, а целесообразности легальной работы сегодня. Прямо как у той обезьяны, которой хотелось примкнуть сразу и к умным, и к красивым. Причем кто – официальные или серые – тут умный, а кто красивый, сразу и не разобрать.
В пользу любой точки зрения можно привести массу аргументов и примеров, ее подтверждающих. Поэтому выскажу лишь свои соображения. Уточню, что они имеют четкую национальную привязку, так как пенсионные законодательства в разных странах неодинаковы.
Итак:
Сегодняшнее украинское трудовое законодательство не предусматривает возможности вести регулярную профессиональную деятельность без регистрации и, соответственно, налоговых отчислений. При этом предлагается ряд вариантов легальной работы, часть которых вполне приемлема.
Сегодняшнее украинское пенсионное законодательство предусматривает выплату денежного пособия двух видов: «трудовой» пенсии с учетом стажа и вроде как с учетом заработной платы, и «социальной» – для тех, кто права на трудовую пенсию не имеет.
По действующему украинскому законодательству фрилансер в подавляющем большинстве случаев может претендовать на минимальную пенсию, составляющую плюс-минус 100 евро.
Далее, сегодняшнее украинское пенсионное законодательство - внимание! – ограничивает максимальный размер трудовой пенсии тремя минималками. Поэтому и вроде как с учетом зарплаты.
Теперь давайте задавать себе вопросы.
Кто из нас двоих – государство или я – должен беспокоиться о и больше заинтересован в моем благополучии в преклонном возрасте? Может ли кто-то назвать, каким будет реальный прожиточный минимум через 10 лет (как в моем случае) или еще позже? Может ли кто-либо спрогнозировать, как будет развиваться Украина (Россия или другая страна) и каким станет мировой порядок к 2030 году? А если вы молоды, и пенсионное счастье ожидает вас аж где-то к 2050, может ли кто сказать, что будет важнее в это время – наличие и количество денег или, к примеру, доступность питьевой воды?
В какой-то степени негосударственные пенсионные фонды, создавать которые Украина планирует уже в будущем году, могли бы упростить решение проблемы, но вот что получается с Детройтом: город насшибал займов, вернуть которые не в состоянии, и средства брал, как выясняется, именно у них – пенсионных и социальных фондов. Теперь же, по оценкам, в лучшем случае они получат от города 80% от того, что ему одолжили. У (украинских) властей же, как показывает пример чернобыльцев, есть универсальная отмазка, позволяющая плевать на ими же принятые законы и не выполнять судебные решения: в государственной казне нет денег.
Поэтому принципиальный ответ таков: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Хочется в преклонном возрасте быть богатым и здоровым? Значит, настала пора заняться решением проблем со здоровьем и накоплением средств для собственного обеспечения в старости.
Хотя почему в старости? Концепция молодого, здорового, довольного жизнью пенсионера мне нравится гораздо больше. «Пенсионером» в этом случае может считаться человек, создавший себе не связанные с работой источники стабильного и достаточного для его потребностей дохода. В идеале – лет десять-пятнадцать активного фриланса, разумное управление получаемыми доходами, инвестирование, плюс, возможно, приработки вне основной сферы деятельности, и можно, как и положено пенсионеру, выбирать, работать дальше или нет, и выбирать занятия из тех, которые нравятся, а не только из тех, которые прибыльнее.  


Комментариев нет:

Отправить комментарий