четверг, 4 июня 2015 г.

Фриланс для новичков: лекция 4. Главные разочарования.



(Эта и несколько последующих публикаций предназначены для определенной целевой аудитории).

«Я уже три дня (недели, месяца) как зарегистрировался на бирже ХХХ, а ни одного заказа еще не получил».
Едва ли не самая стандартная ситуация, в которой оказывается множество начинающих фрилансеров.
Давайте для наглядности рассмотрим подобную, но в другой сфере. Представьте: прихожу я к вам и жалуюсь: «Вот, решил проституткой стать, неделю/месяц у дороги простоял, а никто моими услугами так и не воспользовался».
Давайте, как в игре «Угадай задуманное слово», зададим вопросы, чтобы выяснить, в чем проблема.
Наверняка одним из вопросов будет «А где пытаешься работать?»
Вариант 1: проселочная дорога, по которой два раза в день из деревни в райцентр и обратно проходит рейсовый автобус и проезжают изредка трактора и комбайны. Сомнительно, чтобы здесь существовал спрос на предлагаемые мною услуги. Вывод очевиден: продавать себя, свой товар или услуги следует там, где на них существует спрос.
Вариант 2: оживленная трасса, по обочинам которой расположилось множество коллег. Здесь главной проблемой является конкуренция. И если я не буду выделяться чем-то из ряда мне подобных, мои шансы привлечь чье-то внимание минимальны. Даже если я встану первым (первой?) после знака границы населенного пункта, потенциальный клиент знает, что предложение мной не ограничивается, просмотрит, скорее всего, несколько вариантов и только после этого сделает выбор. Более того, на вкус и цвет, как известно, товарища нет, однако клиент все же применяет те или иные критерии, образующие основу для принятия решений. В нашей вымышленной ситуации мои коллеги об этом прекрасно осведомлены и потому подчеркивают свои… эм… достоинства с помощью соответствующего гардероба. И если я окажусь в такой компании, будучи одетым так, как я одеваюсь, когда выхожу в супермаркет за хлебом, я просто потеряюсь на фоне конкуренток.
Вывод: поскольку конкуренция существует практически в любой сфере, необходимо выделяться из массы себе подобных. Подумайте о специализации. А еще позаботьтесь о презентации в виде оформления публичного профиля, подготовки резюме, демонстрации отзывов от довольных клиентов и т.д.
Вариант 3: автострада. Здесь где попало останавливаться запрещено, для этого есть специально отведенные места. Высокая скорость движения, развитая инфраструктура, все давно отлажено, работает, как часы, все друг друга знают и «сотрудничают» с незапамятных времен. Это высокий уровень, сильно отличающийся от сервиса на окружной.
И тут появляюсь я!
Пропускаю промежуточные рассуждения и сразу перехожу к выводу: не стоит надеяться на мгновенное встраивание в уже существующую систему. И вообще, не исключено, что она находится в равновесном состоянии, когда спрос и предложение сбалансированы. Бывает и такое, что профессиональные характеристики новичка не соответствуют требованиям, предъявляемым структурой. Это значит, что для данной структуры я могу запросто оказаться лишним или непригодным.
Следующим правильным вопросом будет «А сколько просишь за свои услуги?»
Здравомыслящий клиент с одинаковым подозрением отнесется как к заниженной, так и к завышенной цене. Цена на любой товар, любую услугу имеет свой диапазон; очень часто в нижней части диапазона мы обнаруживаем товары и услуги низкого качества, в то время как в верхней части располагаются товары и услуги для покупателей особого рода, предъявляющих специфические требования к покупке. Но выход цены за пределы этого диапазона почти наверняка (с определенными оговорками, но мы сейчас рассуждаем о стандартной ситуации) означает либо продажу полностью непригодного товара, либо попытку втюхать товар втрое дороже в расчете на то, что покупатель не разбирается в ценах. Вывод: не стоит продаваться дешевле рыночной цены, но и переоценивать себя не стоит.

Второе часто встречающееся разочарование связано с финансами. Нередко – уже после выполнения работы – оказывается, что клиент может заплатить только неприемлемым для нас способом. Время от времени встречается и кидалово: клиент просто исчезает, не заплатив.
Чтобы такого не произошло, «раньше надо было думать». Вернее, даже не думать, а просто проверить благонадежность клиента (к счастью, интернет позволяет сделать это без чрезмерных усилий); не связываться с незнакомцами; и заранее оговорить способ оплаты.
Совершенно иным представляется неплатеж клиента, когда исполнитель предоставил некачественные услуги или товар. Здесь я полностью на стороне клиента – и призываю каждого оценить свои профессиональные способности максимально адекватно прежде, чем выходить на рынок с предложением.

1 комментарий:

  1. Как бы странно это не прозвучало, но лучшее место для работы фрилансера – это небольшой офис, потому что даже если дома есть отдельный кабинет, все равно домашние дела и домочадцы будут отвлекать от работы. В офисе намного проще организовать правильную рабочую атмосферу, в домашних условиях не всем удается заставить себя работать.
    http://site-fi.ru/

    ОтветитьУдалить