Бывает, купишь в феврале помидор,
позарившись на яркость цвета и кажущуюся свежесть, разрежешь, положишь дольку
на язык – пластмасса пластмассой. Или еще хуже – чистая химия, разбавленная отрава.
Кто не попадал на дозаренные химическим способом июльские арбузы, тот везунчик!
Бывает, перещелкиваешь каналы
телевизора в поисках пищи для ума или души, а там то пластмасса, то отрава, то
пластмасса, то отрава… А душа требует!
Но я, кажется, нашел: музыка.
Вообще-то свои отношения с
искусством я никак не назвал бы близкими. Некоторые виды совсем не находят ни
малейшего отклика. В поездках я, конечно, совершаю обходы и посещаю локации, вываливаемые
гуглом по запросу «основные достопримечательности города N», но из многих десятков посещенных
соборов и церквей впечатлили только два – «Святой Дмитрий» в Салониках, где,
как мне показалось, я что-то почувствовал, и неизвестная церковь в Венеции, да
и то, скорее всего, потому, что там проходила итальянская свадебная церемония
под аккомпанемент квинтета гитаристов. Архитектура? Разве что Гауди. Живопись?
Не мое. Балет и опера? Совершенно мимо. Кино? Крайне редко.
А с музыкой, похоже,
складывается.
Само собой, я избирателен и не
всеяден – но, главное, природа наградила меня ухом, способным различить фальшь
во всех смыслах. Я долго не мог понять, почему меня так раздражала «ВИА
Гра» времен Брежневой, пока не очутился на праздничном концертном
мероприятии, где она (Брежнева) пела вживую. По этому поводу скажу вот что:
сделанный из пластмассы муляж помидора, внешне более настоящий, чем выросший на
грядке плод, все-таки остается пластмассой.
А настоящая музыка… Зародившаяся
из ритмов ритуальных барабанов и бубнов, эволюционировавшая вместе с человеком,
встречающая его рождение колыбельными и провожающая в иной мир похоронными
песнопениями (совершенно разными в зависимости от восприятия этого и другого
миров в том или ином этносе), впитавшая за века все, что происходило с
человеком… она может говорить, пусть и на своем, не всегда понятном языке.
Впрочем, иногда ее достаточно не понимать, а чувствовать.
Я – натурал в подавляющем
большинстве своих параметров. Поэтому мне созвучно то, что естественно; но,
поскольку я не застрял в прошлом, чистую этнику воспринимаю не всегда, а вот
осовремененную в подаче – легко и с удовольствием. В моем понимании существует
и «искусственная» музыка – видоизмененная гениями прошлого и настоящего до
оперы, симфоний и ораторий. Существует ненастоящая – клубняк, маскирующийся под
ритуальные ритмы. Есть и музыка с привкусом отравы. Это марши, оды и гимны…
Музыканты, как и кулинары,
экспериментируют. Иногда плоды их экспериментов вкусны, иногда всего лишь съедобны.
Часто экспериментаторство сводится к тому, что в кулинарии называется презентацией.
Мои музыкально-потребительские вкусы не требуют, чтобы на произведении обязательно
было три веточки приправной травы, а не четыре; мне важно, чтобы само блюдо
было по вкусу.
Музыка – это всегда состояние: сообщества,
композитора, исполнителя и слушателя. Блюз, регги, фламенко, босса нова… гитара,
саксофон, рояль или даже волынка…
Оставляя в стороне техническую
сторону (хотя плохая аппаратура, дохленький инструмент или никудышняя акустика могут
испортить самый роскошный звук), скажу, что основным компонентом этой схемы является
все-таки исполнитель.
Я помню концерт Станислава Сойки:
час с лишним непрерывной импровизации, одна рука тянется за бутылкой с водой,
другая летает над клавишами. Я помню Иво Папазова и несколько сотен танцующих
на центральной площади приморского городка под слегка визгливые и сложные балканские
ритмы. Я вижу Катамадзе, каждый раз рождающую музыку здесь и сейчас, и Вакарчука,
погружающегося в колдовство и уводящего зал за собой.
Но, главное, музыку нужно не
только слушать, но и пробовать. Дотрагиваться до нее кончиками пальцев,
перебирая струны или клавиши, или губами, даже если это всего лишь губная
гармошка. И она может приобрести совершенно новое звучание, ваша музыка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий