Диверсификационная тема в среде
переводчиков вызвала интерес от умеренного до слабого. Впрочем, это было
ожидаемо. Из опыта прошлых выступлений и последующих встреч со слушателями я
знаю, что часто опережаю события, говоря о том, что становится актуальным по
прошествии двух-трех лет. За годы подобных прогнозов мое отношение к ним стало
иным. Если раньше будущая картина чаще представлялась мне пессимистичной, то
сейчас я рассматриваю ее как простое изменение условий, в которых приходится
работать и жить – и к которым необходимо тем или иным образом адаптироваться.
Если отойти от заумных
рассуждений, то вопрос можно сформулировать так: а не попробовать ли что-либо
еще? Само собой, такой вопрос не возникнет на голом месте. Худшей из всех
возможных ситуация является отчаяние, когда хочется жить, а полученная
специальность (перевод или другая, значения не имеет) позволяет только
выживать, не более. Другие варианты: доход есть, но хочется большего; усталость
от приевшегося уже вида деятельности; имеющиеся или увеличивающиеся периоды
отсутствия работы; в конце концов, просто любопытство.
Не буду пытаться объять
необъятное, и ограничусь только прагматическими размышлениями о диверсификации
как способе увеличения доходов.
Я разделил бы диверсификационные возможности
на следующие категории (классификация слегка отличается от англоязычной
версии):
- направления, прямо или косвенно
связанные с переводом. К примеру, по мнению некоторых коллег-соавторов книги Diversification in the Language Industry (она, кстати, уже
вышла из печати и скоро будет представлена широкой публике), освоение новых
областей специализации тоже в некотором роде можно отнести к диверсификации.
Сюда же, видимо, стоит отнести и те виды деятельности, которые могут сочетаться
с переводом – например, верстку (DTP) или копирайтинг.
-
направления, связанные со знанием языка (языков) и владением ими же. Самое
первое и простое, что приходит на ум – репетиторство / обучение языку, в том
числе и по Скайпу. Можно попробовать написать несколько статей и предложить их
тем или иным иностранным изданиям – печатным и сетевым.
-
направления, основанные на имеющемся багаже знаний, практическом опыте, навыках
или специализации. Если вы умеете что-то делать лучше других (а еще лучше,
чтобы лучше всех!), научите этих других делать это что-то лучше, чем они это
делают сейчас. За деньги. Некоторые идеи можно подсмотреть здесь, особенно в
разделе «Вебинары».
-
направления, основанные на интересах, увлечениях или хобби. К слову, увлечение
кулинарией, учитывая растущий спрос на эту тематику, запросто может стать и
областью специализации в переводе, только для этого надо действительно
разбираться в кулинарии.
-
направления, ни с чем, собственно, не связанные. Вот где простор для фантазии!
А телевидение и сеть пестрят находками, остроумными и разными. Вот, например:
экскурсии по местам, связанным с дополитической жизнью Ю.Тимошенко. Дюжина
зданий («Вот в этой школе она училась», «Вот в этом доме жила», «Вот тут был
первый офис» и т.д.) за 500 грн (50 евро). Или два парубка из Львова, решившие
производить носки для хорошего настроения: разноцветные там или с веселыми
картинками. Очень довольны ребята!
Отдельно
стоит упомянуть управление собственными финансами, которое при определенных
условиях тоже может приносить дополнительный доход. В публикации на английском
я упомянул украинские банки, предлагающие по депозитам (в том числе и для
иностранцев) ставки до 20% и выше по гривне и до 10% в валюте. Если гривневые
ставки отражают степень риска обесценивания национальной денежной единицы, то
валютные сравнительно интересны сами по себе и относительно безопасны. Возможны
и другие инвестиции (разумеется, при наличии свободных средств). В этом свете
интересной оказывается приговорка про посадку дерева, строительство дома и
выращивание сына: с инвестиционной точки зрения, это вложение капитала на
долгосрочную перспективу (дерево), недвижимость (дом) и – это актуальнее,
наверное, для нашего патриархального уклада жизни – дети, получающие помощь от
родителей до определенного возраста и помогающие родителям потом.
В целом
же чем нетрадиционнее устроены мозги фрилансера, тем интереснее могут оказаться
варианты. Я увлекаюсь растениями (и заслужил от Козуба прозвище «садовник
Мюллер»), поэтому стараюсь заглядывать во все попадающиеся по пути питомники и
садовые центры. Как вы думаете, сколько может стоить дерево? Цена самого
дорогого из виденных мною равнялась примерно восьми тысячам евро. Да, это не
годовалый сеянец и не саженец-трехлетка, а дерево в 800-литровом контейнере, в
возрасте 10-12 лет, с прививкой, впоследствии сформированной в очень интересную
крону. Но цена!.. При этом консультант сказал, что нередко желание иметь то,
чего нет у других, сильнее скупости – 2-3 таких дерева в месяц они продают. Делаем
(возвращаюсь к приговорке) вывод: если посадить несколько деревьев, часть из
них потом можно очень выгодно продать!
Давать
советы на тему «как начать собственный бизнес» я не буду – есть те, кто
разбирается в этом намного лучше. Но некоторыми наблюдениями поделюсь.
Итак,
если бы я задумывался о новом виде деятельности, я исходил бы из следующих
принципов.
-
Пробуя ту или иную деятельность «на вкус», не стоит заранее просчитывать
результат; время покажет, насколько эта деятельность интересна, доходна и
необременительна.
- Прибыльность
в конечном счете всегда упирается в покупательную способность потребителей.
Поэтому бизнес, ориентированный на находящихся поблизости покупателей,
изначально проигрывает по сравнению с глобальным. К счастью,
переводчика-фрилансера не надо учить, как продавать свои услуги через интернет.
- Сегодня
в большинстве случаев практически никакой бизнес, никакой вид деятельности не
может гарантировать стабильного дохода или благосостояния в течение длительного
времени. Значит, надо быть готовым к тому, что изменения неизбежны.
-
Производственные ниши в большинстве своем заняты (хотя крошечные нишки
остаются), производство часто затратно и не всегда отличается гибкостью; если и
удается что-то найти, то, вероятнее всего, это очень скоро будет кем-то
скопировано. Услуги в этом смысле привлекательнее.
-
Специалисты в области маркетинга и политтехнологи лучше других знают, насколько
внушаем человек. Поэтому иногда вместо того, чтобы искать нишу, проще создать
спрос. Кроме того, интернет позволяет рассчитывать на то, что и на самый
своеобразный продукт найдется свой покупатель.
-
Нельзя узнать, не попробовав.
Комментариев нет:
Отправить комментарий