понедельник, 28 октября 2013 г.

О диверсификации еще раз



Диверсификационная тема в среде переводчиков вызвала интерес от умеренного до слабого. Впрочем, это было ожидаемо. Из опыта прошлых выступлений и последующих встреч со слушателями я знаю, что часто опережаю события, говоря о том, что становится актуальным по прошествии двух-трех лет. За годы подобных прогнозов мое отношение к ним стало иным. Если раньше будущая картина чаще представлялась мне пессимистичной, то сейчас я рассматриваю ее как простое изменение условий, в которых приходится работать и жить – и к которым необходимо тем или иным образом адаптироваться.
Если отойти от заумных рассуждений, то вопрос можно сформулировать так: а не попробовать ли что-либо еще? Само собой, такой вопрос не возникнет на голом месте. Худшей из всех возможных ситуация является отчаяние, когда хочется жить, а полученная специальность (перевод или другая, значения не имеет) позволяет только выживать, не более. Другие варианты: доход есть, но хочется большего; усталость от приевшегося уже вида деятельности; имеющиеся или увеличивающиеся периоды отсутствия работы; в конце концов, просто любопытство.
Не буду пытаться объять необъятное, и ограничусь только прагматическими размышлениями о диверсификации как способе увеличения доходов.
Я разделил бы диверсификационные возможности на следующие категории (классификация слегка отличается от англоязычной версии):
- направления, прямо или косвенно связанные с переводом. К примеру, по мнению некоторых коллег-соавторов книги Diversification in the Language Industry (она, кстати, уже вышла из печати и скоро будет представлена широкой публике), освоение новых областей специализации тоже в некотором роде можно отнести к диверсификации. Сюда же, видимо, стоит отнести и те виды деятельности, которые могут сочетаться с переводом – например, верстку (DTP) или копирайтинг.
- направления, связанные со знанием языка (языков) и владением ими же. Самое первое и простое, что приходит на ум – репетиторство / обучение языку, в том числе и по Скайпу. Можно попробовать написать несколько статей и предложить их тем или иным иностранным изданиям – печатным и сетевым.
- направления, основанные на имеющемся багаже знаний, практическом опыте, навыках или специализации. Если вы умеете что-то делать лучше других (а еще лучше, чтобы лучше всех!), научите этих других делать это что-то лучше, чем они это делают сейчас. За деньги. Некоторые идеи можно подсмотреть здесь, особенно в разделе «Вебинары».
- направления, основанные на интересах, увлечениях или хобби. К слову, увлечение кулинарией, учитывая растущий спрос на эту тематику, запросто может стать и областью специализации в переводе, только для этого надо действительно разбираться в кулинарии.
- направления, ни с чем, собственно, не связанные. Вот где простор для фантазии! А телевидение и сеть пестрят находками, остроумными и разными. Вот, например: экскурсии по местам, связанным с дополитической жизнью Ю.Тимошенко. Дюжина зданий («Вот в этой школе она училась», «Вот в этом доме жила», «Вот тут был первый офис» и т.д.) за 500 грн (50 евро). Или два парубка из Львова, решившие производить носки для хорошего настроения: разноцветные там или с веселыми картинками. Очень довольны ребята!
Отдельно стоит упомянуть управление собственными финансами, которое при определенных условиях тоже может приносить дополнительный доход. В публикации на английском я упомянул украинские банки, предлагающие по депозитам (в том числе и для иностранцев) ставки до 20% и выше по гривне и до 10% в валюте. Если гривневые ставки отражают степень риска обесценивания национальной денежной единицы, то валютные сравнительно интересны сами по себе и относительно безопасны. Возможны и другие инвестиции (разумеется, при наличии свободных средств). В этом свете интересной оказывается приговорка про посадку дерева, строительство дома и выращивание сына: с инвестиционной точки зрения, это вложение капитала на долгосрочную перспективу (дерево), недвижимость (дом) и – это актуальнее, наверное, для нашего патриархального уклада жизни – дети, получающие помощь от родителей до определенного возраста и помогающие родителям потом.
В целом же чем нетрадиционнее устроены мозги фрилансера, тем интереснее могут оказаться варианты. Я увлекаюсь растениями (и заслужил от Козуба прозвище «садовник Мюллер»), поэтому стараюсь заглядывать во все попадающиеся по пути питомники и садовые центры. Как вы думаете, сколько может стоить дерево? Цена самого дорогого из виденных мною равнялась примерно восьми тысячам евро. Да, это не годовалый сеянец и не саженец-трехлетка, а дерево в 800-литровом контейнере, в возрасте 10-12 лет, с прививкой, впоследствии сформированной в очень интересную крону. Но цена!.. При этом консультант сказал, что нередко желание иметь то, чего нет у других, сильнее скупости – 2-3 таких дерева в месяц они продают. Делаем (возвращаюсь к приговорке) вывод: если посадить несколько деревьев, часть из них потом можно очень выгодно продать!
Давать советы на тему «как начать собственный бизнес» я не буду – есть те, кто разбирается в этом намного лучше. Но некоторыми наблюдениями поделюсь.
Итак, если бы я задумывался о новом виде деятельности, я исходил бы из следующих принципов.
- Пробуя ту или иную деятельность «на вкус», не стоит заранее просчитывать результат; время покажет, насколько эта деятельность интересна, доходна и необременительна.
- Прибыльность в конечном счете всегда упирается в покупательную способность потребителей. Поэтому бизнес, ориентированный на находящихся поблизости покупателей, изначально проигрывает по сравнению с глобальным. К счастью, переводчика-фрилансера не надо учить, как продавать свои услуги через интернет.
- Сегодня в большинстве случаев практически никакой бизнес, никакой вид деятельности не может гарантировать стабильного дохода или благосостояния в течение длительного времени. Значит, надо быть готовым к тому, что изменения неизбежны.
- Производственные ниши в большинстве своем заняты (хотя крошечные нишки остаются), производство часто затратно и не всегда отличается гибкостью; если и удается что-то найти, то, вероятнее всего, это очень скоро будет кем-то скопировано. Услуги в этом смысле привлекательнее.
- Специалисты в области маркетинга и политтехнологи лучше других знают, насколько внушаем человек. Поэтому иногда вместо того, чтобы искать нишу, проще создать спрос. Кроме того, интернет позволяет рассчитывать на то, что и на самый своеобразный продукт найдется свой покупатель.
- Нельзя узнать, не попробовав.